16.12.2018
Эссе педагога-психолога МКОУ
«АСОШ им. Г.А.Гасанова» Каибовой М.Ц.
«Личное письмо
начинающему педагогу-психологу».
«Научить человека быть
счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он
был счастливым, можно…»
А.С. Макаренко
Дорогой, друг! Ты выбрал очень важную и нужную профессию –
педагога-психолога. Оглядываясь назад, всё чаще задумываюсь, почему я пришла в
психологию, что для меня психология, что я для психологии. Мне представилась
уникальная возможность, рассказать тебе, на что следует обратить внимание в
своей работе, чему уделить больше времени и просто поделиться своим опытом. У
тебя впереди целая жизнь: новые открытия, творческие вершины, иногда ошибки.
Мне бы хотелось, чтобы каждый день, и каждый час ты открывал во
взаимоотношениях с окружающими новое, неизведанное. Для этого нужно овладеть не
одной технологией, не одной методикой, чтобы научиться понимать людей,
принимать их и помогать им.
Работая совместно с учителями, постарайся создать благоприятную
атмосферу в школе для всего педагогического коллектива. Свою работу строй на
доверии, не забывай о профессиональной этике и ответственности.
Эффективное
сотрудничество с учителями-предметниками, классными руководителями всегда будет
способствовать оптимизации контактов с ребятами, их родителями. Не забывай, что
школа – это социальный организм. Поэтому, тебе нужно иметь не только хорошую
специальную подготовку, но и прекрасно ориентироваться в педагогическом
процессе, научиться устанавливать позитивные отношения и постепенно формировать
житейскую мудрость. Я надеюсь, что сталкиваясь с новыми непредвиденными
школьными ситуациями, новыми людьми, ты всегда найдёшь большой простор для
приложения своих творческих способностей, знаний, умений.
Ты уже знаешь, что детские проблемы корнями уходят в детско-родительские
отношения. Тебе необходимо научиться гармонизировать отношения между детьми и
их родителями. Тебе придётся научить каждого взрослого вчувствоваться в мир
ребёнка, понимать своего ребёнка и жить, содействуя и сорадуясь ему.
Я желаю тебе понять, что наша профессия – это профессия эколога
детства, потому что школа не только, то место, где дети получают знания, где
передаются умения и навыки, идеалы, традиции, но и место, где развивается
личность ребёнка в целом. Оказать поддержку взрослеющему человеку – это и есть
твоя главная задача и основной смысл работы. Я думаю, очень важно быть рядом с
ребёнком в трудной ситуации, вовремя поддержать, вселить в него веру в себя,
сопереживать его неудачам, радоваться успехам. Пусть твоим профессиональным
кредо будет передача доброй энергии детям. Я
«слабым» говорю: «Держись!» Я помочь, готова всей душой, и
снова чья-то маленькая жизнь в моих руках становится большой.
Я желаю тебе быть успешным профессионалом. Все свои силы,
знания, которые ты будешь приобретать год за годом, направляй на развитие
каждого ребёнка. Старайся быть для него добрым предсказателем его судьбы. Очень
хочется верить, что твоя профессия поможет многим детям стать более уверенными
в себе, гармоничными и счастливыми. Надеюсь, что каждый день ты будешь
встречаться с детьми с большой радостью. А если в конце рабочего дня ты снова
захочешь вернуться к ним, это и будет залогом твоего профессионального
мастерства.
Судьбой своей довольна. 28 лет, как я работаю в школе АСОШ. Цифра кого-то может напугать, а для меня она родная, наполненная жаждой
жизни, неиссякаемой энергией, состоящая из отдельных недель, лет,
одноклассников, коллег, моих учеников, а теперь уже и их детей, которые пришли
учиться в мою любимую, полную жизни школу. Любому занятию я отдаюсь целиком:
были ли это уроки психологии, работа с детьми, беседы, консультации,
откровенные разговоры. Дети! Они есть центр моей школьной жизни.
А как точно выражена моя позиция в словах великого
древнегреческого философа Аристотеля: «Движение – это жизнь».Сколько лет
прошло, а слова его не теряют злободневности. А я хочу добавить, что жизнь,
связанная с психологией – это и есть движение, постоянное стремление к
развитию, преобразованию, как самой себя, так и обучению этому окружающих.
Занимаясь психологической деятельностью, я постоянно веду анализ. И вот что мне
показалось интересным. Свой путь я сравниваю с полётом самолёта. 26 лет тому
назад, я поднялась на его борт и нахожусь в полёте.
На личном опыте осознала, что есть дети, испытывающие трудности
в обучении, несмотря на наличие, вполне неплохих общих способностей и задатков.
Тогда я поняла, что единственно верным решением проблем детей должно быть
психологическое сопровождение на разных уровнях обучения, помощь, поддержка,
понимание.
Как начинающий педагог-психолог, я была полна энергии, сил,
обретала уверенность в себе, усвоила принцип: нет ни детей, ни взрослых, есть
одинаковые люди. Великая ложь смотреть на них сверху. Это остроумный,
удивительный народ. Рядом с ними! Не над ними!
В ходе «полёта» набирала опыт. Поняла, что в работе психолога
«воздушных ям» ровно столько, сколько проблем возникает у каждого ребёнка,
класса, семьи. Решение проблемы – это преодоление препятствий на моем пути,
толчок к дальнейшему движению и самосовершенствованию.
У меня, как у психолога, нет шаблонов, трафаретов. Каждый день я
работаю с отдельной личностью, индивидуальностью, стараюсь найти в каждом
ребёнке, семье «изюминку», своеобразие, помогаю развить её и придать ей ещё
большую неповторимость.
О, сколько сил надо приложить, чтобы добиться результата. В
психологии нет и универсальных правил или законов, которые, выучив однажды,
ребёнок сможет применять в жизни. Знания, умения и навыки, которые психолог
развивает и формирует у ребёнка, их комбинирование и использование в реальной
жизни отдельной личностью невозможно предугадать. Я, как психолог, помогаю
ребёнку
овладеть
ими, но использовать их или нет, в практической жизни, ребёнок решает
самостоятельно. Нет методов и приёмов, способных раз и навсегда, устроить жизнь
только в положительном варианте, необходимо движение к истине.
За годы работы в данной профессии смогла определить и
сформировать для себя несколько важнейших умений, которыми должен обладать
педагог-психолог:
- умение чувствовать ребёнка, родителя;
-умение рассмотреть в окружающем мире элементы очевидные, но
ускользающие от чужого взгляда;
-умение находить оригинальные, но при этом, отвечающие возникающей
проблеме, решения.
В современной школьной психологии много трудностей и проблем, но
они не способны омрачить яркие и незабываемые краски и впечатления, получаемые
на протяжении моего длительного «полёта».
Заглядывая вперёд, понимаю, что скоро мой самолёт приблизится к
месту посадки. Кто продолжит путь после меня? Я не знаю. Но кто бы ни были эти
люди, я желаю им мудрости и терпения. Желаю уметь сопереживать, тонко
чувствовать ребёнка, его проблемы, вовремя приходить на
помощь, не давать ему сорваться…
Живя и работая в школе, я вижу, как идёт постоянная смена
поколений. Каждое поколение пытается передать следующему сохранённое духовное
содержание. Это тоже движение. Отношения между поколениями реализуется через
отношения индивидуумов, через развитие.
В нашей профессии нет начала и конца. Она вечна. Только
требуется
постоянный труд души. Пусть те, кто придёт нам на смену,
будут готовы к этой постоянной и напряжённой работе.
Каибова Маина Цмиевна
Педагог-психолог МКОУ АСОШ